(С.Акимова, В.Акимoва, О.Ткаченко) В середине 50-х годов прошлого столетия в медицине появилось особое направление — анималотерапия (от англ. "animal" — "животное") (зоотерапия). Родоначальник анималотерапии — нью-йоркский врач-психолог Борис Левинсон, практиковавший в середине прошлого века. Как это иногда бывает, все началось случайно: как-то к врачу, у которого жила дворняга Джинглс, пришла дама с сыном, страдающим серьезным психическим расстройством. К удивлению врача и матери замкнутый, мрачный ребенок совсем не испугался пса и сразу начал его гладить и обнимать. Левинсон дал мальчику наиграться с Джинглсом и решил продолжить их общение — в результате ребенок очень быстро поправился. Позже Левинсон продолжил свои эксперименты с участием разных животных, и его пациентами стали не только дети, но и взрослые. Общение с животными стало применяться не только для снятия нервного напряжения, но и для исцеления людей с весьма серьезными диагнозами. Но подход Левинсона нельзя назвать бесспорным новаторством: еще в XVIII веке при английской психиатрической больнице «Йорк Ретрит» содержался целый «штат» собак, кошек, кроликов и птиц. Главврач клиники считал, что пациенты, заботясь о своих братьях меньших, получают заряд положительных эмоций.
Есть различные виды анималотерапии- рейтертерапия, дельфинотерапия, в России есть свое ноу-хау — тюленетерапия.
В большинстве стран Европы, в Америке и России все виды анималотерапии широко распространены. Собаки-терапевты являются штатной единицей во многих пансионатах , больницах и реабилитационных центрах . Многочисленные иследования подтвердили благотворное влияние специально обученных собак; регулярно проводятся семинары и научные симпозиумы на эту тему. Занятия со специально обученными собаками помогают при таких весьма серьезных диагнозах, как аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), сердечно-сосудистые заболевания, депрессия и многие другие. Огромный плюс этого метода в том, что у него практически нет нежелательных побочных эффектов, а единственное противопоказание к канистерапии- это аллергия на собаку. И что немаловажно, эффект от занятий не пропадает и тогда, когда животное уводят.
Каким образом проходят занятия и как возникает полезный эффект канистерапии? Ребенку, например, предлагают свободно общаться с собакой — кормить ее, вычесывать, выгуливать. Уход за собакой и игры с ней способствуют развитию мелкой и крупной моторики. Ребенок начинает больше двигаться. Правильная и чёткая подача команд стимулирует развитие речи. При этом голосовые приказы дублируются жестами. Видя, как животное слушается его, у ребёнка, помимо положительных эмоций, вырабатывается уверенность в собственных силах, способностях строить отношения, общаться. Дети , имеющие травмы на эмоциональном уровне и поэтому замкнутые в себе, проявляют стремление общаться с собакой, улыбаются ей. Канистерапия может помочь в развитии у них: 1) чувства доверия через обеспечение безусловного принятия и любви, а также могут служить как переходный объект; 2) чувства независимости и инициативности, терпения и самоконтроля; 3) чувства собственной значимости и компетентности, самооценки; 4) эмпатии. У детей с ДЦП уменьшается спастика, улучшается и возобновляется координация, становятся более сбалансированными процессы возбуждения и торможения ЦНС, образуются новые условные рефлексы. Кроме того, животные помогают справиться с высоким уровнем тревоги, постоянным беспокойством. Общение с собакой даёт защиту от неврозов и других последствий стрессов. Немаловажным является и психоэмоциональный фактор- ребёнок не воспринимает общение с собакой как очередной курс лечения (конечно если родители об этом не скажут). Он просто получает удовольствие, радуется общению. И собака тоже искренне радуется- ей неважно, какая у ребёнка внешность и физические или психические особенности, ее приводит в восторг сам факт существования маленького человечка и возможность находиться рядом. Тяга и любовь собаки к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой.
Занятия проводятся специалистом-кинологом со специально обученной собакой. Программа занятий составляется и корректируется с участием эрготерапевта: для каждого ребенка создаётся индивидуальная программа, учитывается его возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат. Для работы с особыми детьми собака и хозяин проходят специальное обучение, затем тестирование. К работе с пациентами допускаются не все собаки, а только спокойные, неагрессивные, со стабильной психикой, идеальным характером и высоким интеллектом.
Существуют следующие виды активностей:
1)встречи с собаками. Занятия, цель которых создать позитивный контакт между человеком и собакой. Могуть проходить в группе и индивидуально, одноразово и многоразово. Проходят без сценария и не документируются.
2) обучение с собакой. Цель занятий улучшить интеллектуальноы и познавательные способности. Обычно занятия проходят в детских садах и школах, по специальному сценарию. Собака используется как "научное вспомогательное средство", мотивирует детей учиться и, создавая дружественную среду, повышают способности получать знания. Занятия документируются.
3) терапия с собакой. Комплекс упражнений, направленный на достижение конкретной, запланированной реабилитационной цели по специальной методике, согласованной с лечащим вречом или реабилитантом. Индивидуальный подход к каждому участнику занятий. Занятия полностью и тщательно документируются. Занятия проводятся индивидуально или в очень маленьких группах.
Показатели к занятиям канистерапией:
- проблемы в психической сфере;
- проблемы в физической сфере;
- проблемы в интеллектуальной сфере;
- проблемы в общественной сфере (проблемы в общении).
Противопоказания к занятиям канистерапией:
- аллергия на собачью шерсть;
- открытые раны;
- болезни кожи;
- инфекционные болезни;
- наличие паразитов;
- повышенная температура.
Какой должна быть собака-терапевт?
Не всякая хорошая семейная собака может быть терапевтом. Собака-терапевт должна быть общественной- конечно социализированной, с общим послушанием на высоком уровне; должна быть послушна у всех (т.е. выполнять команды не только хозяина, но любого человека); собака-терапевт должна быть прогнозируема- всегда, везде и в любых ситуациях; и конечно собак-терапевт должна быть подчиняющейся. От собаки требуется осмысленное послушание, а не механическое бездумное выполнение приказа.
Щенок, с которым планируют заниматься канистерапией, с ранних дней должен быть в контакте с людьми, разными и многими- контакты не должны ограничиваться только заводчиком и его семьёй; с ним надо много играть и конечно заниматься. Первые тесты проводятся в возрасте 5-7 недель, а в 6 месяцев собака сдаёт экзамен на собаку-терапевта. Вернее экзамен ещё не на терапевта, а скорее на допуск к обучению, потому что процесс, начинающийся после этого экзамена поляки описали очень просто и ёмко: "Собаку обучают. Обучают. Обучают. И ещё обучают" В общем прям по заветам дедушки Ленина всё происходит (и мне это очень нравится! Канистерапия- это не "погладьте мою собаку, ей это так нравится а вам полезно").
Какие породы собак могут использоваться в канистерапии.
Польские кинотерапевты считают, что нежелательно (в принципе звучало слово нельзя) использовать:
- собак служебных пород- таких как немецкая и бельгийские овчарки, доберман, ризеншнауцер и т.д.; слишком сильны охранные инстинкты и собака может среагировать на неожиданное резкое движение ребёнка;
- собак бойцовых пород- думаю понятно почему
- спортивных собак- беговых и др.
- ездовых собак (кроме самоедов) - из-за исторически сложившейся слабой связи с человеком;
Есть ограничение и для пастушьих собак- это в основном касается собак с сильным пастушьим инстинктом (например бордеров рабочего разведения )
Рекомендуется использовать собак-компаньонов, охотничьи породы, пастушьи (типа колли)- т.е. собак, у которых сильная породная взаимосвязь с человеком и нет агрессии .
....................................................................................................................................... . ....................................
Отбор собачек был произведён хозяйкой питомника.
Коррекционная школа-интернат, второй раз только приехали пообщаться с собаками,дети
дурачатся,рады,что на волю их вывезли,а собаки,среди которых есть и рабочие псы,ведут себя
доброжелательно и степенно.
Фотографировала Евгения(Валькирия) с Перми,как раз приехала,она поразилась,дети по территории питомника
бегают,возбуждённо кричат,а собаки абсолютно спокойны, даже играючи их преследовать не пытаются,
наоборот,уши зажимают,слыша громкие крики.