Понедельник, 29.04.2024, 03:47
добро пожаловать на форум питомника "Легенда Русь" и его друзей!
Наш сайт | Е.Н.Мычко Критические периоды социализации у собак. - Форум "Легенда Русь" | Регистрация | Вход


Они ищут хозяев!

Признание породы Восточноевропейская овчарка в FCI.


Бегущая строка в HTML
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Вера  
Форум "Легенда Русь" » Общий форум » Консультации и статьи в помошь владельцам! » Е.Н.Мычко Критические периоды социализации у собак.
Е.Н.Мычко Критические периоды социализации у собак.
ЕвгенияДата: Четверг, 12.08.2010, 14:34 | Сообщение # 1
Самый главный человек на форуме!
Группа: Администраторы
Сообщений: 32042
Награды: 21
Статус: Offline
Е.Н. Мычко, зоопсихолог, эксперт РКФ

"СОЦИАЛИЗАЦИЯ" из книги "Поведение собаки"

Детство животного

Прежде чем говорить о социализации, придется рассмотреть роль детства в развитии животного. Общеизвестно, что, чем более высокоразвито животное, тем дольше период детства. Это связывают с незрело-рождением, когда в течение утробного периода организм не успевает сформироваться полностью и его развитие продолжается после рождения, при этом наиболее поздно формирующейся системой оказывается центральная нервная. Подчеркнем, что незрелость нервной системы для сложноорганизованного животного вовсе не ущербность, а благо, мощнейший механизм адаптации, одно из серьезнейших достижений эволюции. Ведь именно мозг, не закончивший своего развития, продолжающий формировать сложные нервные связи, способен к интенсивному обучению. Человек обладает самым длительным периодом детства и соответственно самым длинным периодом обучения, способностью узнавать и запоминать новое.

Если сравнить разные виды млекопитающих, то видна практически прямая корреляция между длительностью детства и развитием рассудочной деятельности. Сравним детеныша копытного и детеныша собаки или волка. Теленок уже через несколько часов после рождения может следовать за стадом, пробует питаться помимо материнского молока травой и уже к году является взрослым животным. Точнее было бы сказать, что взрослым он становится еще быстрее, просто физическое увеличение размеров тела требует вполне определенного времени. У теленка роль наследственной программы не пропорционально велика, хотя приобретенные элементы поведения тоже важны. Индивидуальный опыт копытного, живущего в стаде, весьма невелик, вполне достаточно вести себя, как все, и успевать повторять поступки лидера.

В противоположность этому щенок рождается совершенно неспособным к самостоятельной жизни, нуждается в долгой опеке матери, и все присущие ему поведенческие комплексы требуют обязательного дозревания, т. е. соединение с каркасом наследственной программы приобретенных элементов, без которых эта программа никогда не сможет функционировать эффективно и в полном объеме.

Можно было бы ожидать, что долгое детство просто особенность хищных, обладающих сложным поведением. Однако это не так, детеныши несоциальных видов, хоть и рождаются незрелыми, период детства проходят быстро. Ближайшие родственники волка и собаки - лисица и песец - становятся взрослыми даже не к году жизни, а ранее, к наступлению cвоей первой зимы. В опытах Л. В. Крушинского и его сотрудников было четко показано, что уровень развития рассудочной деятельности у песцов был ниже, чем у волков и собак.

Итак, какие основные задачи должна решить собака в течение своего столь длительного детства? Данному виду свойственна не только очень сложная социальная структура - собаки обитают в очень сложной и насыщенной информационно среде. Кроме того, и этот случай, пожалуй, можно назвать уникальным в живом мире, для собаки обязательно включение в социальную сферу другого вида животных. Даже если щенок родился в стае диких собак-парий, все равно существует период, в течение которого он может воспринять человека в качестве социального партнера. Таким образом, за период детства собака должна заключить сложные социальные связи с собственным видом, не менее сложные с другим видом и ознакомиться, хотя бы в общих чертах, с основными особенностями окружающей среды – все три задачи весьма трудны.

у детства есть две связанные, хотя и не однозначно жесткой связью, стороны: физиологическая и социальная. Морфофизиологические изменения в организме служат базисом для становления социальности. Для того чтобы представлять себе социальное развитие собаки, необходимо знать основные этапы его физиологического созревания.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКА

Послеутробный (постэмбриональный, постнатальный) период развития животных начинается с их рождения. Каждый период развития, состоящий из ряда фаз и разделенный переломными этапами или иначе «критическими периодами», характеризуется определенными взаимоотношениями организма со средой и чувствительностью к тем или иным ее воздействиям.

Существует целый ряд классификаций периодов развития, которые несколько отличаются друг от друга. Продолжительность отдельных стадий развития может варьировать как между породами, так и в пределах одной породы. Развитие щенков подробно исследовалось Джексоновской лабораторией (США). Становление и развитие поведения собак в течение многих лет изучается лабораторией онтогенеза Института физиологии им. И Л.Павлова АН СССР.

Неонатальный период (период новорожденности)

Первый период жизни новорожденного щенка - неонатальный или период новорожденности (18-20 дней) характеризуется, прежде всего, быстрым ростом и совершенствованием безусловно-рефлекторных реакций.

В течение первого месяца постнатального периода из совершенно беспомощного эмбриона щенок превращается в животное, более или менее способное к самостоятельному существованию.

В первые восемь дней этого периода щенки удваивают свой вес. К концу первого периода начинают ходить, у них открываются глаза. Совершенствуется поведение - начинаются игры, возникают оборонительные реакции.

В нервной системе после рождения происходят огромные морфологические изменения. Головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12 процентов от массы головного мозга взрослой собаки, Он интенсивно растет и к концу второго месяца щенка достигает трех четвертей, а к концу шестого месяца - почти полной массы мозга взрослой собаки.

Мозг новорожденного щенка отличается и по своему развитию. К моменту рождения лучше всего развиты те области центральной нервной системы, которые обеспечивают регуляцию функций, необходимых для его существования: пищеварения, дыхания и сосания. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины. Однако нервные клетки (нейроны) в первые дни после рождения еще очень незрелы.

У щенков в этот период отсутствует свойственный взрослым суточный ритм сна и бодрствования, связанный с чередованием дня и ночи. У новорожденных щенков периоды сна равномерно перемежаются с периодами бодрствования, т. е. сосания. Некоторая дифференцировка щенком периодов дня и ночи появляется, когда у него хорошо прорезываются глаза и он понемногу начинает выходить из логова.

К моменту рождения у щенка функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный анализаторы. Основные реакции щенка - положительная реакция на теплую, покрытую шерстью поверхность. Только что родившийся щенок, еще будучи связанным пуповиной с плацентой, уже начинает свой путь к соскам и, достигнув их, начинает сосать. Эта врожденная пищевая деятельность в первые же часы становится сложнорефлекторной, «обрастают условными связями. Постепенно движения щенка совершенствуются, он учится находить наиболее молочные соски, узнает запах матери.

В отсутствие матери все щенки собираются вместе и спят «кучкой» - это помогает им сохранять тепло терморегуляция новорожденных еще несовершенна.

Это так называемая реакция скучивания.

Новорожденные щенки неспособны самостоятельно мочиться и испражняться. Мать подлизывает щенков, осуществляя таким образом массаж сфинктеров, и поедает все их выделения. Если бы щенки все делали самостоятельно, в гнезде быстро возникли бы антисанитарные условия, а таким образом в нем всегда чисто и сухо.

Переходный период

Второй период - переходный (21-35 дней). Нача-ло его знаменует появление интереса - к мясу и другой твердой пище. Одновременно с этим у щенка появляются жевательные движения - до сих пор ответом на любое раздражение ротовой полости было только сосание.

Переход от молочного питания к смешанному осуществляется в период, когда обонятельный, слуховой и зрительный анализаторы щенка уже достаточно созрели для восприятия и дифференцирования объектов внешнего мира и образования многочисленных условных рефлексов. В первую очередь у щенка формируются пищевые условные рефлексы, которые обеспечивают полноценный акт питания в то время, пока он еще находится в гнезде.

По мере совершенствования движений он начи-нает отделяться от матери и других щенков, выходить из гнезда, обследовать окружающее. В это время у щен-ка активно проявляются врожденные ориентировочные реакции, начинают формироваться условные оборонительные рефлексы.

Период первичной социализации

Третий период жизни (35-80 дней) – период первичной социализации. К этому моменту основные физиологические функции сформированы, но продолжается интенсивный рост животного. Нервная система щенка весьма подвержена влияниям как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий среды. Для этого периода характерна высокая скорость образования условных рефлексов.

Резко повышается двигательная активность щенков, формируется ее дневной ритм. Значительно усиливается игровая и исследовательская деятельность щенков. Появляется ориентировочно-исследовательский рефлекс, названный И.П.Павловым «Что такое?», достигающий наибольшей интенсивности именно в этот период онтогенеза. Щенки настораживаются, поднимают уши, голову при действии каких-либо раздражителей, подходят к незнакомым предметам, лижут, берут в рот, грызут.

Манипулирование с окружающими предметами - важнейшее условие дальнейшего совершенствования разнообразных навыков. Двигательные упражнения благотворно влияют на развитие органов движения и на работу сердца, легких, мозга животных.

Большую роль в регуляции поведения растущего щенка играют положительные и отрицательные эмоции. Условные рефлексы у щенков этого периода развития, как уже было сказано выше, вырабатываются быстро, но сохраняются в памяти недолго.

Ювенильиый период

Четвертый период - ювенильный (свыше 12 недель). В этот период происходит формирование типологических особенностей. До его начала все щенки ведут себя очень похоже - они контактны, игривы, легко возбудимы и практически не имеют ярко выраженных индивидуальных черт. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к трем-четырем месяцам.

Часто у щенков возникает пассивно-оборонитель-ная реакция, резко изменяющая поведение и опреде-ляющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности. По мере усвоения щенком закономерностей окружающего мира она уменьшается. Многочисленные экспериментальные работы показа ли, что выращивание щенков в изоляции способствовало развитию у них резко выраженной трусости в дальнейшем. Если у щенка в этот период онтогенеза есть такая склонность, крайне важно всячески разнообразить его окружение.

Период полового созревания

Пятый период - период полового созревания (после 7 месяцев). К этому моменту рост щенка в основном заканчивается.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального животного и образуются связи с его окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет критические сроки, когда включаются врожденные программы поведения и достраиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, которые постепенной тренировкой доводятся до совершенства. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Животное улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не завершен (наследственная программа включилась, но полностью не достроилась), все дальнейшее развитие. собаки, как социального животного; оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным.

Этапы социализации на волках рассматривали в своих работах американские исследователи Вулпи и Гинсбург. В. Микуличек показал наличие таких критических периодов у собак. Он определил четко рамки, когда завершается один период и начинается другой. Аналогичные исследования проводились под руковод-ством Л. В. Крушинского на волках и на собаках.

Наблюдения собак разных пород, собак-парий привели нас к выводу, что невозможно четко указать границы периодов. Оказалось, что в пределах породы очень много зависит от индивидуальности щенка, от условий выращивания и содержания. Условия обитания собак в человеческом обществе оказались настолько разнообразными, что их невозможно стандартизировать, хотя бы в первом приближении. Поскольку породы, пока они существуют, все время находятся под прессом и естественного и искусственного отборов, эволюция их, особенно в нашем столетии, резко усиливается. Вполне вероятно, что именно благодаря бурным эволюционным процессами под влиянием сложной среды одна из основ поведения - социализация находится в очень подвижном состоянии.

Итак, хотя стадии или периоды социализации с полным правом называются критическими, невозможно жестко определить их рамки для всего вида «собака домашняя» в целом. Продолжительность детства у разных пород может отличаться в три-четыре раза. Совершенно невозможно указывать точные сроки в отрыве от конкретной породы, в данной ситуации даже группа пород оказывается слишком крупной таксономической единицей, поскольку объединяет зачастую карликовые, нормальные и гигантские формы. Для обеспечения ориентировки при дальнейшем изложении мы дадим сроки, наиболее характерные для средних и крупных служебных пород, поскольку особенности их возрастной физиологии наиболее близки к средним показателям.

Первый период социализации

Начинается в возрасте после двух недель от роду и продолжается примерно до восьми недель. Первое и одно из важнейших событий в жизни социального животного - это импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ своего вида и - это особенность собаки - образ человека-партнера. В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, - именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.

Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые ха-рактеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но, по сути, служит первичным механизмом разделения пород, далеко разошедшихся в ходе эволюции, является барьером, затрудняющим в таких случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов, борзых представители прочих пород зачастую просто не воспринимают как собак.

Следует отметить, что импринтинг у собак, в отличие от птиц, на которых это явление было впервые описано, не является одномоментным процессом. Более того, есть данные, что человек не единственный вид, образ которого мажет быть запечатлен собакой в качестве «родного» вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кашарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.

Наблюдения за щенками ясна показывают, что в течение первого периода социализации формируется понятие «МЫ». Щенок на всю жизнь запоминает, как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом щенок максимально раскрыт для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквальна лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним исследовательского. Количество контактов, в которые может вступать щенок, велико, разумеется, нервная система очень быстра утомляется, но и столь же быстро восстанавливается. Кому не знакома картина: маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, принимается возиться с однопометником, потам бросается куда-то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает; короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.

Формирование понятия «МЫ» зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организ-ма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с собаками-париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами, обитающими в местах традиционного использования, может состояться запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается долго, на щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать бывает падает сигнал тревоги и заставляет щенка спрятаться в норе или ином труднодоступном убежище. В результате щенки просто не сталкиваются с человекам, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относиться к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним. Ласковым обращением, лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь конкретным людям, и то далеко не во всем.

Для понимания социального поведения собаки очень важно представлять особенности ее развития. Становление социального поведения происходит в несколько этапов. Они достаточно четко фиксированы во времени и, что необходимо помнить, являются критическими. Это значит, что определенные события могут происходить только в период развития; если что-либо мешает нормальному протеканию этапа, у собаки развиваются необратимые нарушения поведения. Одни авторы выделяют в детстве собаки больше периодов, другие менее, побольше периодов, другие менее, по-настоящему критическими являются три из них.
Первый период социализации начинается примерно в трехнедельном возрасте и заканчивается около 2 месяцев. Этот ключевой момент в жизни собаки имеет название импритинг (запечатление); впервые этот феномен был описан у уток. У птиц, в отличие от многих млекопитающих, импринтинг протекает молниеносно, занимая несколько часов. У часов импритинг растянут во времени. Щенок запечатлевает образ своей матери в качестве эталона. Отныне настоящие, «правильные» собаки в его восприятии будут выглядеть именно так. Став взрослым, он будет стремиться стать членом стаи именно таких собак, будет искать брачного партнера подобного облика.

При заводском разведении импритинг происходит не только на собак, но и на человека. Ведь мать общается с людьми, те подходят к щенкам, берут их на руки, кормят, играют. Порой случается при вольном содержании, особенно у собак парий, что щенки не видят людей до 2-месячного возраста. Тогда они будут воспринимать человека настороженно, не стремясь сами к общению. Можно при большом желании наладить отношения и с такой собакой, но полного контакта не получится никогда. Не прошедшая запечатления на человека собака «в душе» останется всего лишь прирученным животным. Полностью контролировать ее поведение, предсказать реакцию на серьезную опасность невозможно. Кстати, в местах традиционного разведения щенки САО, КО и других пастушьих пород импринтируются еще и на скот, который охраняют их родители. В результате, овца воспринимается собакой как непременный член ее социума, ей нельзя причинять вред.

В первом периоде социализации щенок должен близко познакомиться с обликом всех возможных социальных партнеров. Образно говоря, он должен воспринять, как выглядят и ведут себя «настоящие собаки».

Обратите внимание, насколько легче щенок находит общий язык с однопородниками, с собаками сходного облика и похожей мимикой. С каким удовольствием маленький азиат играет с кавказцем или лайкой, как радостно бросается маленький ризеншнауцер ко всем «усатым и бородатым» собакам, и как недоверчиво, даже с легким испугом смотрит и тот, и другой на борзую ил бульдога. Эти животные не укладываются в представление щенка, как должны выглядеть «мы, собаки».

Второй период социализации плавно сменяет первый. Окончание импритинга примерно совпадает с переходом с только молочного вскармливания на твердую пищу. Главное в этом периоде – становление индивидуальности собаки, формирование личностных отношений между однопометниками. Раньше конкуренция носила случайный характер. Допустим, два щенка разом попытались взяться за один сосок, одному удается оттолкнуть другого – конфликт исчерпан. С наступлением второго периода щенки начинают легко различать друг друга. Одни стремятся быть рядом, играют; другие избегают друг друга или постоянно конфликтуют. Эти детские стычки еще очень мало ритуализованы.

В ходе таких драк постепенно складывается щенячья иерархия. В отличие от взрослой она обязательно жестко линейная. Во главе стайки стоит самый упорный и агрессивный щенок. Разумеется, нет разделения социальной структуры на кобелиную и сучью, ведь до начала полового созревания еще не один месяц. Достаточно часто вожаком щенячьей банды становится сука. В этот период развития суки опережают кобелей по физиологической зрелости: у них лучше координация быстрее реакция, выше социальные притязания. Да и по скорости роста суки в 2-4 –месячном возрасте могут опережать братьев.

Бывает, разумеется, что главенствующую роль с самого начала захватывает кобель с большими амбициями. От такого юного «террориста» прочие щенки страдают очень сильно. Маленький главарь постоянно готов биться за кость, за игрушку, просто под настроение. Итогом этих боев оказываются выломанные молочные зубы (бывает, что и постоянные выворачиваются с корнем), нажеванные в кровь уши, прокушенные лапы и прочее. Щенок оказывающийся в самом низу иерархической лестницы выглядит просто жалко. Запуганный, не решающийся сделать лишнего шага, постоянно недоедающий. Пусть даже пищи дают вдоволь, главный щенок не откажет себе в удовольствии набить живот до отказа т рыком отогнать всех сверстников от остатков еды.

Во втором периоде социализации мать, отец и прочие члены стаи всерьез берутся за привитие молодняку правил общежития. Самый агрессивный щенок, постоянно конфликтующий с однопометниками, привлекает к себе внимание старших. Методы воздействия оказываются самыми разнообразными: от устрашающего рыка и тычков носом до битья открытой пастью и топтание ногами. Провинившегося щенка сбивают на землю, треплют, катают, пока он не начинает визжать в голос, приняв позу подчинения ( на спине брюхом кверху, открыв пах и отвернув морду в сторону). Подобные уроки повторяют раз за разом, пока щенок не усвоит как должны вести себя воспитанные собаки. Постепенно ритуальные драки сходят на нет, заменяясь все более сложными демонстрациями превосходства и подчинения.

При отсутствии контроля со стороны старших животных либо, что бывает реже, при недостаточном внимании матери конфликты между щенками приводят к тяжелым последствиям (физические травмы участников). Самый низкоранговый щенок не только получает увечья, но и оказывается еще под давлением постоянного социального дистресса. И если раны зарастают, то опыт постоянных поражений в борьбе оказывается незабываемым. Такой щенок, став взрослым, занимает низшую иерархическую ступень в иерархии, не рискует отстаивать свои притязания и постоянно готов к поражению в любом конфликте.

Во втором периоде социализации формируется личность собаки, она получает первые уроки социальных взаимоотношений. В этом же периоде щенок узнает на опыте, насколько он может удовлетворить свои притязания. Молодые со средними социальными амбициями обычно проходят второй период без особых осложнений.

Однако судьба потенциального доминанта весьма проблематична. В удачной ситуации он обучается, как добиваться своего, приобретает опыт лидерства в детской стае. Зачастую в этом везет кобелям от высокоранговой пары, те на примере родителей видят, как надо вести себя, как принять позу превосходства, как вынудить соперника подчиниться. Однако бывает и наоборот, щенок с очень высокими амбициями настолько раздражает старших, постоянно затевая драки, что те не оставляют его в покое ни на день. В результате, щенок не может подтвердить свои притязания в группе ровесников, зато оказывается под постоянным прессом взрослого общества. В конечном итоге он может сломаться психически, благо его более удачливые братья не упускают возможности отыграться за все свои прошлые обиды.

Следует отметить, что именно в этот период взрослые собаки, в первую очередь мать, начинают четко распознавать щенков и относится к каждому из них дифференцировано. Зачастую невозможно понять, почему к одному из щенков сука неизменно дружелюбна, а его брата или сестру с трудом терпит. Тем не менее, в каждом помете один, редко два щенка становятся всеобщими «любимчиками», а их менее удачливый однопометник, оказывается на положении юного изгоя. Интересно, что физические качества и особенности поведения щенков – антиподов могут, на взгляд человека, вообще не различаться.

На следующих этапах социального развития на базе отношений симпатии матери к дочери может сформироваться лояльный союз двух сук. А вот прочность такого союза будет зависеть исключительно от личности дочери. Молодая сука с высокими ранговыми притязаниями неизбежно вступает в непримиримый конфликт с собственной матерью после завершения полового созревания.

На второй период социализации приходится максимум обучающих социальных игр взрослых собак с молодняком. Разнообразие этих игр, по нашим наблюдениям, напрямую зависит от принадлежности породы к той или иной генеалогической группе.

Еще один важный момент второго периода социализации. Взрослые собаки учат щенков правильному поведению, но серьезного физического вреда им не причиняют. Взрослая собака с нормальной психикой никогда не атакует щенка этого возраста. Она может наказать, напугать, но никогда не станет увечить или убивать. В естественных условиях это позволяет выживать осиротевшему молодняку, либо ранним аутсайдерам (однопометники затиранили, старшие собаки постоянно принуждают к подчинению, просто потерялся). Чужие собаки, встретив сироту, позволяют ей находиться в своей стае, накормят и защитят. До наступления половой зрелости молодая собака не является социальным конкурентом, для нее не существует еще понятия своих и чужих собак.

Этот момент очень важен, поскольку в отношении «человеческой стаи» социальная открытость щенка вызывает массу огорчений: люди взяли серьезную собаку, будущего сторожа и охранника, а она на прогулке радостно кидается ко всем встречным и готова падать пузом кверху перед последней шавкой размером с рукавицу. Здесь особенно важно помнить, что у разных пород сроки завершения критических периодов сильно не совпадают. Быстрее всего формируются не только физически, но и физиологически, а, следовательно и социально карликовые формы. Похоже, что в данном случае мы имеем дело с неотенией, т.е. переходом к размножению ювенильных стадий. У собак крупных и гигантских пород, где отбор шел на агрессию против человека, на раннее проявление сторожевых качеств, вторая стадия социализации завершается раньше. У гигантских молоссоидов второй период социализации сильно растянут во времени. Вполне физически сформировавшаяся собака сохраняет многие черты щенячьего поведения, в первую очередь стремление и готовность подчиняться всем половозрелым собакам вне зависимости от размеров последних.

В случае социальной депривации щенок, лишенный общества других собак, растет неуверенным либо повышенно агрессивным. Он не понимает социальных демонстраций, и сам не может ритуально просить и требовать. Выращенный только в компании однопометников пес приобретает все черты жесткого доминанта или становится изгоем. В любом случае психика его оказывается неустойчивой.

Второй период социализации завершается наступлением полового созревания. Еще раз кратко повторим его особенности. Это – становление личности собаки, обучение азам социальных взаимодействий, выстраивание детской иерархической лестницы. Для взрослых собак щенок не имеет пола и не может являться объектом социальной агрессии. В свою очередь, для щенка еще нет своих и чужих собак, есть ровесники, в среде которых надо завоевать местов жесткой борьбе, и есть взрослые, которым надо подчиняться.

Третий период социализации, как уже сказано, связан с половой зрелостью, то есть собаки разных пород вступают в него в разном возрасте. С нарастающим уровнем синтеза половых гормонов в организме запах меняется и подростка начинают воспринимать как претендента на место во взрослой социальной структуре. Детская иерархия распадается, и молодняк становится объектом внимания старших собак уже в соответствии с полом.

Взрослые кобели начинают требовать от молодых безусловного и подчеркнутого подчинения. За недостаточное уважение к старшим молодой раз за разом получает хотя и ритуальные, но все же весьма чувствительные трепки. Главным же оказывается не физическое воздействие, а психическое давление. Очень часто «старик» сбивает молодого кобеля с ног и рычанием вынуждает сохранять позу подчинения и 19 минут, и 20 минут и более. Буквально каждый шаг молодого сопровождается угрожающим взглядом, рычанием, а то и принуждением к подчинению. Попытки молодых отвечать на такое давление силой редко увенчиваются успехом. Ведь на стороне взрослого кобеля оказывается умение вести бой, уверенность, тренировка. Только очень мощным молодым с крепкой нервной системой удается выходить из подобных схваток с минимальными потерями.

Молодые суки, в вою очередь оказываются объектом пристального внимания старших. Им демонстрируют угрозы достаточно хорошо ритуализированных до практически боевых, включая удары открытой пастью, довольно грубо играют. С началом предтечки взрослые суки принимаются делать на молодых садки, провоцируя тех на драку. Только контроль со стороны опытного вожака-кобеля не позволяет этим провокациям превратиться в побоище. В отсутствие кобеля стычка между взрослеющей и зрелой сукой, либо, что еще хуже, между однопометнитцами протекает не ритуально, возможен фатальный исход для одной из участниц. В подобную бесконтрольную драку в течении нескольких секунд оказываются вовлечены все суки стаи.

После первой течки у суки резко возрастают социальные притязания. Любая попытка «старухи» или нелюбимой сверстницы продемонстрировать доминирование ведет к драке. Именно в этот период зачастую и распадаются лояльные союзы с матерями. При сохранении союза период взросления протекает намного легче, мать защищает дочь, продолжая обучать ее и играть с нею.

Кобели начинают интересоваться молодыми суками в качестве брачных партнерш, ухаживая и играя с ними.

В начале третьего периода социализации возрастает количество сексуальных игр. Чаще такие игры свойственны кобелям, которые в их ходе обучаются правильно делать садки. Садки могут быть адресованы другим подросткам и взрослым сукам. Сексуальные игры между подростками часто ведут к иерархическим конфликтам. Взрослые суки склонны спокойно терпеть садки молодых кобелей, пока те делают их правильно. При неверных подходах сбоку или с головы сука резко пресекает игру. Подобная «отповедь» обычно не уменьшает активности, но вынуждает того вести себя адекватно.

Появление активных сексуальных игр у сук свидетельствует о начале проэструса. Как только подросток включается в систему взрослых взаимоотношений, его щенячьи права отменяются. Отныне вне территории стаи молодая собака становится объектом агрессии со стороны незнакомых и чужих собак. Теперь подросток уже очень четко различает всех взрослых собак по принципу «свои» и «чужие». Последних лучше избегать, либо при превосходящих силах «наших» нападать. Так постепенно складываются неразделимые понятия «наша стая» и «наша территория».

Аналогичным образом на «своих» и «чужих» повзрослевшая собака начинает делить и людей, что особенно ярко проявляется у представителей молоссоидов вне зависимости от размеров взрослой собаки. Интересно, что отнесение людей к группе «чужих» зачастую происходит по признаку наличия либо отсутствуя неких черт – атрибутов. Так, например, собаки, выращенные в армейских питомниках, человека в форме быстро признают своим, тогда как к штатскому отнесутся с недоверием и, наоборот, собаки мегаполисов склонны автоматически заносить в разряд «чужих» всех носящих форму, будь то милиционеры или дорожные работники.

Для собак пород, селектированных на отсутствие социальной агрессии и агрессии к человеку, третий период социализации оказывается размытым. Собака не инициирует общение с посторонними людьми, но способна к быстрому налаживанию контакта, и сохраняет вполне щенячье дружелюбие.

У собак специализированных охотничьих пород разделение людей на «своих» и 2чужих» подчеркнуто атрибутивно. Даже незнакомый охотник по комплексу признаков относится собакой к «своим».

Лишение собаки в этот период общения себе подобных ведет к тяжелым нарушениям полового поведения. Попытка обучить собаку вначале взросления приемам борьбы с человеком часто приводит к неуверенности, появлении боязни людей, потери контакта с владельцем.

Итак, в третьем периоде социализации собака включается во взрослую иерархию, получает свой первый социальный ранг. Заключает, если повезет лояльный союз. Главное понятие, которое она усваивает – это разделение всего мира на «своих» и «чужих». Одновременно вырабатывается представление о том, что существует своя территория (Если породе вообще свойственная территориальность), собака определяет ее свойства и границы и начинает защищать.

Журнал «МИР САО» , №1, 2004



 
АнютаДата: Четверг, 31.03.2011, 14:30 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 553
Награды: 5
Статус: Offline
Книга Е.Н. Мычко. Ваша собака. Энциклопедичский справочник.

etdschool.ru
 
ЕвгенияДата: Вторник, 23.08.2011, 23:31 | Сообщение # 3
Самый главный человек на форуме!
Группа: Администраторы
Сообщений: 32042
Награды: 21
Статус: Offline
Смотрите и учитесь понимать вашу собаку,и правильно вести себя с ней в процессе жизни..
http://video.mail.ru/bk/nifri/1077/1082.html



 
ЕвгенияДата: Вторник, 23.08.2011, 23:33 | Сообщение # 4
Самый главный человек на форуме!
Группа: Администраторы
Сообщений: 32042
Награды: 21
Статус: Offline
http://dressirovkasib.ucoz.ru/forum/49-166-1


 
Форум "Легенда Русь" » Общий форум » Консультации и статьи в помошь владельцам! » Е.Н.Мычко Критические периоды социализации у собак.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: