На какие периоды развития щенка нужно обратить особое внимание
08/08/2016 15:40 Критические периоды развития щенка
Рождение – 12 дне. Неонатальный период
Щенок беспомощен, его чувства неразвиты. Он почти только ест и спит. Сука лижет щенков, чтобы стимулировать испражнение. Ползает в поисках комфорта (тепло, питание); щенки сбиваются в кучу. 13 – 21 день. Переходный период
У щенка развиваются органы чувств (открываются глаза, ушные каналы, появляется реакция на вкус и запах), прорезаются молочные зубы, он начинает ходить, вилять хвостом. Появляется коммуникативная вокализация. 21 – 49 день (3 - 7 недель) Первичная социализация (внутривидовая) Щенок обучается видоспецифичному поведению (игровое преследование и борьба, кусание, садка), активно исследует, испражняется вдали от места сна. Начинает проявлять групповое поведение и привлекать внимание (скулеж). Происходит обучение дисциплине (сука: отлучение от груди, уважение к чужой собственности; однопометники: подавление силы укуса) и языку тела.
Можно начинать социализацию с людьми. Дрессировка в игровой форме. 7 – 12 недель. Вторичная социализация (с людьми)
Лучшее время для переезда в новый дом. Хорошее время для начала формальной дрессировки, обучения правилам поведения в доме (туалет, клетка). Продолжается обучение подавлению силы укуса (в игре с человеком). Накопление опыта и его генерализация (обобщение): знакомство с новыми местами, объектами, людьми, животными, звуками. 8 – 11 недель. Первый период страхов (сензитивный)
Новый опыт легко обобщается (как положительный, так и негативный): дрессировать и социализировать очень аккуратно, чтобы не возникло негативных ассоциаций и страхов. 12 – 16 недель (3 – 4 месяца) Ранжирование (внутривидовое) Самостоятельные выходы из гнезда. Прорезались молочные зубы. Щенок становится независмым от матери. Щенки в ходе внутривидовых соревнований (борьбы) определяют свое место в иерархии. Продолжается межвидовое (человеческое) обучение и социализация. 4 месяца – половая зрелость (6-12+ мес.) Подростковый период.
Происходит смена зубов, в 2 этапа (в 4-5 мес. выпадают молочные, в 7-10 мес. вырастают коренные) и повышается жевательная активность. Щенок учится контролировать сфинктер и может терпеть до туалета. К концу периода щенок оставляет/нюхает метки, поднимает ногу (кобели), “закапывает”. В период 4-8 месяцев на срок 2 недель появляются “побеги” (щенок убегает и игнорирует команды хозяина) 6 – 14+ месяцев. Второй период страхов (сензитивный) Щенок может начать бояться чего-то знакомого. Нужно заново исследовать пугающие объекты в позитивном ключе. 1 – 4+ года (в среднем 2 – 2.5+ года) Зрелость Щенок созревает физически, раскрываются личностные качества, проявляются результаты воспитания и обучения. Проявляются охранные качества. Важно продолжать обучение.
Из книги Й. Волхард и Г.Т. Фишер «Обучение повиновению собак» статья от группы Актуальные вопросы дрессировки собак За перевод огромная благодарность Юле Подкосовой
Адаптация,самая важная и своевременная: Эти упражнения мы делаем в возрасте 1,5-х – 3-х месяцев.
Как только щенок привык к вам, успокоился после разлуки с мамой и братьями-сестрами, вам надо начинать выносить щенка на улицу. Мы все знаем, что до прививок и карантина гулять со щенком нельзя, но понимаем, что нам важен именно этот период (до 2-х месяцев и больше) для приучения щенка к незнакомым доселе раздражителям.Поэтому мы не будем спускать щенка на землю и, тем более, никому не дадим его трогать, посадим щенка в рюкзак и повесим впереди себя (на живот).
Мы должны выйти на улицу и начать прогуливаться сначала около своего дома, в нешумном месте. Если щенок нормально к этому относится – высовывает мордочку и вертит ей в направлении звуков и объектов – очень хорошо. Если же он прячется при появлении человека, при звуке двигателя проезжающей машины, значит, вы немного поторопились, и гулять следует пока в более безлюдном месте и в то время, когда во дворе не так оживленно.
Звуки, к которым мы приучаем собаку, должны быть обычными: шум машин, разговор людей, радостные детские крики, лай собак, крик ворон, звук метлы дворника и т.п. Сильные звуковые раздражители: салют и пр. во время этого периода не должны звучать (выбирайте время и место прогулок с учетом этих требований). Если у вас есть хороший результат, можно усложнить задачу: выходите к улицам, сначала к тихим, потом на более шумные, гуляйте со щенком в рюкзаке вдоль дороги, мимо магазина и т.п.
Во время того, как щенок реагирует на звуки и зрительные раздражители, вы должны вести себя нейтрально, можно иногда поговорить со щенком, «настроить его на себя», не надо «сюсюкаться» и тем более, поощрять его рычание, если оно появилос