Воскресенье, 17.12.2017, 12:57
добро пожаловать на форум питомника "Легенда Русь" и его друзей!
Наш сайт | ПОВЕДЕНИЕ СОБАКИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ЩЕНЯЧЬЕМ ВОЗРАСТЕ - Форум "Легенда Русь" | Регистрация | Вход


Они ищут хозяев!

Признание породы Восточноевропейская овчарка в FCI.


Бегущая строка в HTML
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


Страница 1 из 11
Модератор форума: Вера 
Форум "Легенда Русь" » Общий форум » Консультации и статьи в помошь владельцам! » ПОВЕДЕНИЕ СОБАКИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ЩЕНЯЧЬЕМ ВОЗРАСТЕ
ПОВЕДЕНИЕ СОБАКИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ЩЕНЯЧЬЕМ ВОЗРАСТЕ
ЕвгенияДата: Воскресенье, 23.10.2016, 17:09 | Сообщение # 1
Самый главный человек на форуме!
Группа: Администраторы
Сообщений: 30489
Награды: 21
Статус: Offline
ПОВЕДЕНИЕ СОБАКИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ЩЕНЯЧЬЕМ ВОЗРАСТЕ

Активно-оборонительная реакция / АОР/ - реакция, направленная на оборонительные меры собаки, выраженная в ярко окрашенной агрессивной форме, исключая боязнь данного раздражителя. К этому можно отнести выражение злобы по отношению к кому- или чему-либо.
Пассивно-оборонительная реакция /ПОР/ - реакция, также направленная на оборону собаки, но выраженная в противоположной форме. Она выражается в боязни раздражителей, особенно новых, стремлением спрятаться, прижаться к земле, убежать.
Ориентировочная реакция - реакция, направленная на изучение собакой всего неизвестного, часто связанная с АОР или ПОР. Также ее можно назвать рефлекс "что такое?". К этому можно отнести реакцию на резкий шум (выстрел), реакцию на бегущего человека и т.д.
Онтогенез - индивидуальное развитие чего-либо, например, онтогенез поведения.
Вкусопоощрительный метод - метод, основанный только на пищевых подкреплениях действий собаки, без механических воздействий на нее. В частности, этот метод основан на ожидании, когда собака сама выполнит навык, что тут же подкрепляется лакомством.
Приобретая собаку, мы не задумываемся, с какими трудностями и проблемами предстоит нам столкнуться, особенно в первый год жизни питомца, ведь формирование поведения щенка - это очень сложный и длительный процесс, рассчитанный не только на желании правильно вырастить собаку, но и на некоторый объем знаний по ее поведению. Чтобы не испортить питомца, мы должны в его воспитании придерживаться очень многих правил и канонов, которые в большинстве случаев непонятны рядовому собаководу.
Думаю, многие со мной согласятся, что правильное формирование поведения щенка до года является решающей базой для дальнейшего общения с собакой. Ведь все покусы хозяев и посторонних людей, чаще всего, не что иное, как неправильно сформированное поведение собаки в щенячьем возрасте, сложившееся именно из-за неумелого подхода хозяина к своему питомцу. Исключения составляют наследственные факторы поведения.
Исходя из вышесказанного, я советую всем, кто приобрел щенка, причем не зависимо от породы, прочитать эту статью и следовать рекомендациям, предложенным в ней. Я же попытаюсь как можно более полно и доходчиво рассказать о поведении собак, в частности, щенков, опираясь не только на собственный материал, но и на анализ некоторых работ других авторов.
Прежде всего, нужно отметить, что собаки относятся к семейству псовых и являются близкими родственниками всем известного хищника - волка, вследствие чего обладают сходным с ним поведением. Подчеркну, что поведение у них стайное, т.е. семью, с которой они живут, воспринимают как стаю, а, следовательно, и восприятие ими мира в корне отлично от человеческого. В незнании этого и состоит главная ошибка многих хозяев. Пусть некоторые со мной не согласятся, заявив, что, мол, брали собаку для себя, поэтому будут воспитывать ее как хотят. В данной ситуации я возражу, что собаку брать только для себя вы не имеете права, т.к. это не игрушка, и, беря ее, вы возлагаете на себя очень много обязательств по выращиванию и воспитанию питомца.
Итак, после этого вступления перейдем к основной теме, к описанию как такового формирования поведения щенка. Условно развитие поведения можно разделить на несколько фаз или стадий.
Первая фаза - после рождения или фаза новорожденного. Длится она от момента рождения до 2-х недель включительно.
В этой стадии щенок практически бездействует. У него появляются только потребности в пище, тепле и т.д. Щенки еще очень чувствительны к голоду и переохлаждению. Однако, оберегая щенка от всего этого, нужно помнить, что ему нужно только помочь адаптироваться к окружающей среде. Слишком частое "сюсюканье" над ним приведет потом ни к чему другому, как к слабому здоровью в дальнейшем.
Кажется, что в этот период мы никак не можем повлиять на поведение щенка, однако, это не так: недостаток белков ведет в дальнейшем к холеричности и пугливости собаки. Поэтому вы должны снабдить суку, кормящую свое чадо, полноценными белками, а позже то же обеспечить и щенку. Кстати, эта связь между кондицией собаки и ее поведением прослеживается и во взрослом состоянии, для чего достаточно сравнить тощую и переупитанную собаку.

Вторая фаза - её можно ограничить интервалом 2-4 недели, а называется она переходной стадией. Здесь нет ничего особенного, если не считать, что в этот период у щенка пробуждаются зрение и слух, однако связи между отдельными щенками пока нет, а существует только инстинктивная связь между щенками и сукой. Нужно отметить, что сейчас уже условия выращивания должны соответствовать породным требованиям.
В этих двух как бы начальных стадиях поведения еще трудно что-то говорить о нервной деятельности щенка, однако, уже можно определить биотонус, т.е. его жизненную силу по тому, как быстро он отыскивает сосок матери и как активно его сосет. Эти наблюдения можно использовать при выборе щенка.
Третья по счету, стадия называется фазой запечатления (в других источниках - фазой адаптации к окружающей среде). Ее мы разделим как бы на две части. Первую часть мы собственно и назовем фазой запечатления. Длится она обычно от 4-х до 6-и недель. Отличительной ее особенностью является то, что теперь начинается интенсивное запечатление облика собак и людей. Напомню, что в этот период щенок еще находится у заводчика, и это очень важно, т.к. именно сейчас малышу как никогда нужен активный контакт с сукой и однопометниками, потому что закладывающиеся в этот период правильные взаимоотношения с братьями и сестрами являются важнейшей базой для формирования последующих взаимоотношений "собака - собака" и "собака - человек". Поэтому большой ошибкой является продажа щенка в возрасте 1 месяца. Это, бесспорно, повлияет на его дальнейшее поведение в сторону неконтактности собаки с себе подобными и с человеком. После 5-ти недель неправильно сформированное поведение едва ли возможно будет исправить.
Именно в этот период у собаки появляются новые реакции: активно - оборонительная и пассивно - оборонительная. Это говорит уже о том, что собака способна обороняться, проявляя при этом либо агрессию, либо боязнь, чего до этого она еще не могла.
В этот же период животным собирается жизненно важный опыт, который уже больше никогда не забывается. Но для формирования такого опыта нужен не только контакт с однопометниками, но и обязательный контакт с обществом человека, т.е. говоря простыми словами, , чем больше людей щенок на этой стадии увидит, пощупает и обнюхает, тем контактнее он будет потом с людьми. Следуя этому, ни в коем случае нельзя сейчас щенка прятать, если кто-то к вам приходит, но дать ему возможность самому познакомиться с гостем. Однако это совсем не значит, что каждый, кто приходит, должен непременно погладить щенка или взять на руки. Малыш постепенно сам привыкнет к новому посетителю и уже не будет обращать на него внимание. Оговорюсь, что прежде чем подойти к щенку, гость обязательно должен снять обувь и вымыть руки, чтобы не занести инфекцию. Многие мне возразят, что для не привитого щенка такой контакт опасен. Но, во-первых, он не страшнее такого же контакта с вами (вы тоже ходите по улице). Во-вторых, чтобы предотвратить возможность острой болезни, достаточно два раза в день (утром и вечером) мерить щенку температуру, следить за стулом и особенно внимательно за поведением малыша, т.к. вялость может являться одним из первых признаков болезни. В-третьих, же, и что самое главное, если сука была до вязки привита, то щенки получают до 2-х - 2,5 месяцев очень сильный иммунитет с молоком матери, из чего следует, что собака перед вязкой обязательно должна быть дегельминтизирована и привита.
Выращивание контактной собаки особенно важно сейчас, при массовом увеличении численности последних, причем, нужно сказать, не лучших экземпляров.



 
ЕвгенияДата: Воскресенье, 23.10.2016, 17:09 | Сообщение # 2
Самый главный человек на форуме!
Группа: Администраторы
Сообщений: 30489
Награды: 21
Статус: Offline
Следующая фаза поведения называется игровой фазой. Она как бы накладывается на фазу запечатления и идет параллельно с ней. Длится она от 6-ти до 8-ми недель. Название этой стадии говорит само за себя - игровая. Сейчас очень интенсивно должно проводиться обучение собаки, и, главным образом, методами проб и ошибок, подражания и, конечно же, игр. Главная особенность этой фазы заключается в том, что в 6 недель у щенка почти полностью исчезает пассивно-оборонительная реакция, т.е. , говоря простыми словами, он практически ничего не боится. Именно поэтому ему необходимы разнообразные и богатые событиями условия жизни. Сейчас уже надо начинать знакомить щенка с городом, машинами, людьми, т.е. с чем-то новым. Однако, делать это нужно постепенно, чтобы не вызвать у него сильный стресс. Например, при знакомстве с транспортом не нужно сразу затаскивать щенка в трамвай, а привести его вначале на кольцо и походить по пустому вагону, давая малышу все понюхать и ознакомиться.
Нужно использовать и то, что на этой стадии очень быстро вырабатываются условные рефлексы, поэтому целесообразно приучить щенка к простейшим действиям, таким, как "место", режим кормления и т.д. Обязательно требуется приучение к различным пищевым продуктам (мясо, сухой корм, крупы, овощи и т.д.), так как часто после этой фазы щенок будет отвергать неизвестные ему продукты питания.
Не стоит забывать и о том, что игровая фаза идет вместе с фазой запечатления и поэтому все, что касается последней, остается в силе.
Итак, щенку 8 недель. Это самый важный период в его жизни, т.к. именно сейчас целесообразно передавать малыша новому владельцу - будущему хозяину. Начинается новый этап в формировании поведения собаки - фаза социализирования. Длится она от 8-ми до 12-ти недель. Что касается физиологических особенностей, следует сказать, что в этот период происходит очень интенсивный рост костей, поэтому нужно дать возможность щенку двигаться сколько он хочет. Это не противоречит и онтогенезу его поведения. Разлука с однопометниками и с матерью ведет к большому ущербу в развитии поведения щенка, поэтому хозяин должен как нельзя полнее обеспечить ему замену братьев и сестер. Эта фаза характеризуется как высшая стадия игрового обучения, поэтому человек должен как можно больше и активнее играть со щенком.
Уже сейчас нужно начинать готовить щенка к признанию психического превосходства стоящего рангом выше (помните разговор о стайной организации собак). Для этого, прежде всего, хозяин, а равно и любой другой член семьи, сам должен почувствовать , а так же и показать свое превосходство над собакой. И, конечно же, здесь немаловажную роль играют упражнения по подчинению, которые больше всего происходят в играх. Это, прежде всего, ненавязчивое принуждение щенка принять позу подчинения, кстати, всем известную, когда собака лежит на спине, передние лапы свесив, как у белки, а задние раскинув в стороны. Именно такую позу щенок должен принимать, как можно чаще.
Периодически щенку нужно причинять небольшую (но существенную для щенка) боль. В игре можно его слегка "прикусить" за шкурку. Такое специфическое воздействие рассчитано на древний инстинкт собаки, повинуясь которому сука-мать также прикусывает своих малышей при непослушании, после чего щенок тут же успокаивается.
Наказывать щенка в этом возрасте тоже надо специфически. При этом не обязательно сразу лупить его газетой, достаточно просто взять его за холку, немного потрясти или же прижать к земле. Если щенок больно кусает руку, то достаточно обхватить его верхнюю челюсть и немного сжать. Эти действия тоже опираются на один из инстинктов собаки.
Нужно взять за правило ежедневно проводить осмотр щенка и измерение его температуры. При осмотре необходимо тщательно проверять состояние шерсти собаки, чистоту ее ушей, слизистые глаз и рта. Помимо чисто гигиенического, эти обследования уже сами по себе играют и подчинительный смысл.
Все эти несложные упражнения ведут к правильной расстановке рангов подчинения в семье - стае.
Наказания уже можно постепенно увязать с запрещающей командой "ФУ", при этом помня, что команда дается до механического воздействия, а так же, то, что слишком частая подача "ФУ" без подкрепления воздействия, ведет к ее индифферентности, т.е. безразличию.
На этой стадии социализации очень важен контакт с другими собаками. Здесь вполне подходит цитата: "Нормальное видовое общение важнее, чем корм". Именно поэтому щенок должен уже в этом возрасте общаться с чужими собаками, как с молодыми, так и с взрослыми особями. Многие владельцы огорчаются, потому что их питомец почти перед каждой собакой принимает ту самую позу подчинения, считая, что он трусит. С трусостью же здесь нет ничего общего, просто в силу своего возраста он должен подчиняться взрослым и более сильным собакам. Из этого следует, что подтравливание его на другую собаку, так часто практикуемое в рядах собаководов, является грубейшей ошибкой, что ведет к неправильному, извращенному развитию поведения щенка. Говоря простыми словами: "Пусть ваш малыш подчиняется, потом он вырастет и будет сам многих подчинять".
Искусственное повышение иерархического ранга ведет к ошибочному развитию поведения собаки.
Однако, на прогулках нужно учитывать одну немаловажную деталь: у многих питомцев, выращенных в домашних условиях социально неправильно, наблюдается извращенное поведение. Поэтому, прежде чем пустить на контакт с большой собакой своего щенка, следует спросить ее хозяина о реакции его питомца. Особенно это касается отечественных пород (кавказских, среднеазиатских овчарок и др.) и некоторых бойцовых.
8-ая и 9-ая недели характеризуются также высшей фазой моторного запечатления. Именно сейчас целесообразно начинать развивать апортировку, т.е. поиск и поднос предмета. Этим апортировочным предметом является пока только любимая игрушка щенка. Все это должно проходить, конечно же, в игровом стиле. Для наработки хватки очень полезны игры с "колбаской", сшитой из тряпок. Для максимального использования моторного запечатления, помимо апортировки, надо щенку дать испробовать хождение по лестнице, все аллюры (шаг, рысь, галоп, карьер). Уже начинается подготовка его к "серьезной работе". Постепенно нужно приучать щенка к одиночеству, к тому, чтобы он мог некоторое время оставаться в квартире один. Многие считают, что если они со щенком находятся постоянно целый день, то это хорошо. Да, замечательно, что вы уделяете ему столько времени, но надо подумать и о том, что вы так не сможете делать постоянно на протяжении всей собачьей жизни. Собака же, не приученная оставаться дома одна, в прямом смысле слова "кошмар на ножках" (как меня сейчас поймут, тяжело вздохнув, многие владельцы smile .
В этот же период уже нужно приучать своего щенка и к обмундированию, т.е. ошейнику, поводку и наморднику. Часто владельцы гордятся тем, что их собака ни разу не ходила на поводке. Однако, это, скорее, печально, чем радостно, ведь в городе при большом потоке машин могут случиться разные ситуации, в которых вы не сможете контролировать собаку.
Конечно же, самое трудное в плане обмундирования - это приучение к наморднику. Делается это довольно несложно. Вначале дайте щенку обнюхать новый предмет, потом положите в него лакомство и, как только малыш сунет туда морду, осторожно наденьте намордник и застегните его. Затем просто дайте через намордник пару лакомых кусочков, чтобы закрепить эту неприятную процедуру с положительными эмоциями. Делать это следует часто, но не на продолжительное время. К поводку и ошейнику щенок привыкнет сам, если вы не свяжете это каким-либо образом с негативными эмоциями.
Итак, если к 12-ти неделям Ваш щенок соблюдает чистоту на своей территории, спокойно дает надеть и не снимает обмундирование, свободно остается дома один, дает себя осмотреть, вообще Вам подчиняется, немного знает команду "ФУ", не боится транспорта, подносит в игре любимый предмет, спокойно общается с посторонними собаками и людьми, то можно сказать, что Вы с честью прошли фазу социализирования, главнейшую фазу в развитии поведения собаки.
Следующая стадия онтогенеза поведения называется стадией определения ранга подчиненности или стадией ранжирования. Длится она от 12-ти до 16-ти недель (от 3-х до 4-х месяцев). Эта фаза иногда называется первой ступенью молодняка, первой чувствительной фазой. Само по себе ее название говорит о том, что, если еще невыяснен ранг подчиненности в семье-стае, то это последний период, когда вы должны его определить, т.к. характер щенка еще пластичен и может корректироваться. Позже подчиненность уже будет выяснить гораздо сложнее, а может и совсем не удастся, все зависит от навыков и опыта хозяина. Чаще всего эта подчиненность в большом возрасте определяется уже на дрессировочной площадке путем так называемого "переламывания" собаки и происходит довольно жесткими методами. Поэтому лучше, если вы сумеете определить для себя более высокий ранг уже на этой стадии ранжирования. Здесь нужно учитывать и то, что собака до определенного момента может не проявить агрессию по отношению к хозяину, если последний не дал повода, поэтому может сложиться ложное впечатление о полном повиновении животного. Следуя этому замечанию, целесообразно будет проверить свой ранг по отношению к собаке. Сделать это несложно: мы даем повод собаке путем искусственно проведенной провокации. Самым простейшим приемом может быть отнятие у собаки ее любимого лакомства во время кормежки. По ее реакции можно сделать вывод: собака, стоящая рангом ниже, беспрепятственно отдаст корм, если же наоборот, она будет охранять лакомство путем рычания, оскаливания и т.д. Кстати, по силе агрессии можно ориентировочно определить, насколько выше вас стоит собака. Кроме этого способа есть и другие: осмотр у собаки зубов, расчесывание шерсти, соперничество за ее любимое место и пр. Особенно важно и то, что выше собаки по рангу должен быть не только ее хозяин, но и любой другой член семьи. Будет большой ошибкой, если за агрессию на последнего собаку наказывает ее хозяин, т.к. при этом только он сам будет выше в ее глазах, а объект агрессии потеряет и прежнюю позицию. Поэтому я не рекомендую заводить служебную собаку, если в семье есть маленькие дети, поскольку именно они часто оказываются ниже собаки по рангу и являются предметом агрессии. Хочется коснуться и прогулок с собакой. Постоянно на улице можно встретить такую картину: "собака вышла выгулять своего хозяина", который бегает за ней по всем кустам и помойкам smile Опять же сталкиваемся с той же проблемой: хозяин потакает собаке, тем самым занижая свой иерархический ранг. Каждый, наверное, сможет представить, что будет потом, когда собака вырастет…
Упражнения по подчинению можно рекомендовать такие же, как и в предыдущей фазе, с той лишь разницей, что болевые ощущения у собаки должны быть более выражены и уже все чаще связаны с запрещающей командой.
Итак, мы определили свой ранг в семье-стае. Давайте посмотрим, какие изменения происходят в поведении собаки в этот период.



 
ЕвгенияДата: Воскресенье, 23.10.2016, 17:10 | Сообщение # 3
Самый главный человек на форуме!
Группа: Администраторы
Сообщений: 30489
Награды: 21
Статус: Offline
После 14-ти недель у собаки постепенно появляется пассивно-оборонительная реакция, которая, как мы помним, почти исчезла в 6-8 недель. До ее появления щенка уже нужно было приучить к новым ощущениям. Реакция развивается постепенно, достигая максимальной стабильности к 5-ти месяцам. Эту постепенность еще можно использовать для приучения малыша ко всему новому.
В этот же период у щенка начинают меняться зубы, и он пытается все попробовать и погрызть. Конечно, эти действия надо пресекать, однако, понимая, что собака делает это не специально. Целесообразнее было бы большинство вещей убрать, а щенка занять игрой или косточкой, тем самым удовлетворяя и его потребности.
На этой фазе развития также нужно продолжать приучение к обмундированию, одиночеству и т.д.
Далее мы переходим к следующей фазе развития поведения щенка - стадии упорядоченности в стае (стайного порядка). Её рамки ограничиваются 5-6-ми месяцами жизни. Ее называют 2-ой ступенью молодняка.
В связи с появлением и усилением пассивно-оборонительной реакции, у щенка в этом возрасте часто появляются невротические состояния, поэтому следует ограждать его от чрезмерных психологических перегрузок и стрессов. Наверное, понятно, что было бы неплохо уменьшить эту самую ПОР, чтобы щенок рос более смелым и уверенным в себе. Именно в данном периоде на это можно значительно повлиять.
Существует прямая зависимость между ПОР и ориентировочной реакцией. Чем выше ПОР, тем меньше ориентировочная и наоборот. Следовательно, нужно стараться усилить последнюю. Сделать это довольно несложно. Учитывая, что ориентировочная реакция - это исследовательская реакция, действующая в психике собаки по принципу "что это такое?" и направленная на изучение всего неизвестного, для ее усиления надо давать щенку изучать как можно больше "этого нового". Примеров много: водите чаще малыша по незнакомым улицам, знакомьте его с машинами, дорогами, ходите в людные места и пр. Ориентировочная реакция хорошо развивается в играх с незнакомыми предметами. Однако, необходимо следить и за тем, чтобы щенок не испугался, и ориентировочная реакция не перешла в пассивно-оборонительную. Для этого нужно все неизвестное связать для щенка с положительными эмоциями, используя игру для раскомплексования собаки, а лакомство - для подкрепления ее смелости. Например, с незнакомым предметом нужно вначале ознакомить щенка посредством игры, а после неизвестного резкого звука (выстрела, хлопка) сразу же дать щенку кусочек и т.п. Вот на таких несложных принципах строится усиление ориентировочной реакции и уменьшение ПОР, что и ведет к смелости и уверенности собаки.
На этой стадии у собаки почти полностью исчезает агрессивность, и она готова слушаться и подчиняться. Этим непременно нужно воспользоваться и особо активно учить послушанию. Однако, и здесь нельзя переходить в крайности, т.е. вожаку (хозяину) нельзя допускать как распущенность собаки, так и "сверхстрогость" по отношению к ней. Особенно следует отметить, что подчинение собаки достигается не только физически, т.е. в борьбе, но и психологически. Такой метод включает в себя обязательную последовательность действий хозяина с одной стороны, и обязательное наличие требований к собаке и их выполнение с другой. Первое заключается в следующем: действия владельца по отношению к животному должны быть строго последовательны, если же эта последовательность нарушается, то собака будет чувствовать себя неуверенно. Это, во-первых, может привести хозяина на более низкий иерархический ранг ( особенно при собаках, сильных психологически и физически, чаще, кобелей ), а, во-вторых, вызвать у щенка стресс и, вследствие этого, невроз (особенно у слабых особей). Пример на эту тему можно привести следующий: вы запрещаете щенку сидеть у обеденного стола и просить еду во время вашей трапезы. Такие действия с вашей стороны должны будут повторяться постоянно, т.е. собака ни от вас, ни от кого-либо другого не должна получать еду со стола. Если же она все-таки это получает, то вы уже не вправе требовать от нее выполнения предыдущих условий. Нарушение закономерности (либо всегда "можно", либо всегда "нельзя"!) приводит собаку в замешательство со всеми последствиями, о которых сказано выше.
Любая собака должна жить по определенным правилам и требованиям, избранными ее собственным хозяином. Например, лежать только на своем месте, есть только, садиться перед входом в квартиру или лифт и т.д. Все эти требования владелец обязан заставлять собаку выполнять изо дня в день. Подчеркну, то же должны делать и все члены семьи. Это обязательное наличие условий в жизни собаки как бы дополняет последовательность действий хозяина.
Итак, с 5-ти месяцев нужно активно начинать учить щенка послушанию, т.е. начальным командам, из которых в этот период можно порекомендовать такие, как "сидеть", "лежать", "ко мне", "апорт". О команде "фу" говорилось в описании предыдущей стадии. Здесь я не описываю технику обучения этим командам, это можно найти в других источниках. Однако, следует отметить, что в этот период большая часть обучения должна опираться на вкусопоощрительные и игровые методы.
С 5-ти месяцев у собаки появляются и усиливаются тормозные процессы, которые иногда субъективно называют выдержкой (хотя, выдержка - это только часть этих процессов). Их надо уже понемногу тренировать и развивать. Способы могут быть различными, все зависит от знаний и фантазии хозяина. Одним из них является наработка собственно выдержки. Щенка сажают и постепенно отходят от него, делают паузу в 5-10 секунд и, подходя, поощряют кусочком. Если щенок меняет положение, то его тут же механическим способом возвращают на прежнее место. Это повторяют несколько раз, после чего делают перерыв, давая малышу отдохнуть.
Но, в целом, можно сказать, что тормозные процессы вырабатываются автоматически при правильном обучении щенка командам послушания.
Итак, мы узнали, что на этой стадии формирования поведения щенка нужно обязательно учить подчинению и начинать обучение основных команд курса послушания. Основными методами являются вкусопоощрительный и игровой.
Изучив предыдущие фазы, можно перейти к основной стадии поведения - пубертатной фазе. Начинается она с 6-7-ми месяцев и длится вплоть до наступления половой зрелости собаки. Для сук зрелость наступает с появлением первой течки, для кобелей - с началом установления меток собственной территории. На этой фазе окончательно складывается характер собаки. Идет постепенное развитие территориального поведения, т.е. начинается четкое выражение охраны собственной территории. Проходит созревание и защитного поведения. Этим следует воспользоваться и начинать понемногу работу с " нарушителем". Обязательно следует отметить, что при работе по защите собака всегда должна выходить победителем. Только вследствие этого у нее формируется уверенность в себе и своих силах. Большой ошибкой (часто со стороны инструктора) в этот период является жесткая работа с собакой, ее подавление путем создания для нее безвыходного положения, т.е. игра на ее инстинкте самосохранения. Испорченную таким образом собаку потом почти невозможно исправить. Итак, в данный период развития собака в схватке с "нарушителем" всегда должна выходить победителем.
В связи с формированием тормозных процессов и территориального поведения можно понемногу начинать следовые занятия, опять же в большинстве своем основанные на вкусопоощрительном методе.
Возможными осложнениями отношений "хозяин-собака" в этот период является то, что кобели еще раз могут попытаться пересмотреть свой ранг подчиненности. Это показывается не только в виде выраженной агрессии, но и просто категорическим непослушанием. В этом случае поданные команды будут как бы пролетать мимо собаки, которая никак не станет на них реагировать. В такой ситуации хозяину ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно добиться любым способом от собаки их выполнения, вплоть до жестких механических воздействий на собаку.
Еще одним из способов пересмотреть ранг подчиненности является делание садок кобелем на владельцев. Очень многие это ошибочно связывают просто с чрезмерным половым возбуждением кобеля, однако, причина этого лежит в попытке доминировать над человеком. Такие попытки надо немедленно прекращать. Еще раз напомню, что это касается не только хозяина, но и всех членов семьи. Будет очень неплохо, если к концу этой стадии поведения собака не раз почувствует физическую боль, а также силу и превосходство хозяина.
По окончании пубертатной фазы характер и поведение собаки оказываются почти полностью сформированными, и упущения в воспитании хозяином практически невозможно уже наверстать.
Не надо думать, что подчиняя собаку, приказывая ей, хозяин причиняет боль. Это ошибочное понимание психики стайного животного очень сильно распространилось в среде не только любителей, но и профессионалов-кинологов. Собака, которая правильно выращена и воспитана, получает огромную радость и удовольствие от выражения подчинения вожаку, выполнения его приказов. При этом собака чувствует себя всегда уверенно и "в своей тарелке". И, наоборот, если ее очеловечивают, принимают в семье за ребенка, потакают ее прихотям, то она становится неуправляемой, "садится на шею". Часто, особенно для крупных собак, это заканчивается очень печально - после покуса животное усыпляют. И я советую всем, кто хочет или уже завел собаку, задуматься всерьез над своим отношением к ней, опять же для пользы как самого хозяина, так и его питомца.
Мы рассмотрели все основные стадии формирования поведения собаки, начиная от самого рождения и до наступления половой зрелости. После этого поведение животного может еще не раз претерпевать различные изменения. Это происходит по разным причинам: взросление собаки, щенение, переход к новому владельцу и т.п. Однако, базой для правильного выращивания собаки является именно формирование ее поведения в щенячьем возрасте!

Черников Сергей Юрьевич
Инструктор - дрессировщик,
Эксперт РКФ по рабочим качествам



 
Форум "Легенда Русь" » Общий форум » Консультации и статьи в помошь владельцам! » ПОВЕДЕНИЕ СОБАКИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ЩЕНЯЧЬЕМ ВОЗРАСТЕ
Страница 1 из 11
Поиск: